Транец для надувных лодок представляет собой жесткую пластину длиной, такой же по ширине, как и надувная лодка или меньше ее, и служит для крепления подвесного лодочного мотора. Транец для надувной лодки должен гармонично сочетаться с общей компоновкой надувной лодки, обладать достаточной прочностью, выдерживать статические нагрузки от веса лодочного мотора и динамические нагрузки, возникающие при эксплуатации надувной моторной лодки.
В зависимости от способа крепления к корпусу транцы подразделяются на две большие группы: съемный транец и вклеенный транец. Съемный транец применяется для надувных лодок любой формы. В основном они характерны для лодок с подвесными лодочными моторами мощностью до 10 л. с. На лодках с подвесными моторами мощностью до 2,20 кВт (3 л. с.), которые предпочтительно используются без слани и кильсона, они незначительно увеличивают массу надувной лодки, время сборки и размеры упаковки, в которую вставляется кормовой отсек в ненаполненном состоянии.
В патенте США № 4.371.144 приведена конструкция съемного транца для лодочных моторов малой мощности, кронштейн которого с одной стороны опирается на борт, а с другой - на горизонтальную площадку в днище, на которой размещается груз, противодействующий нагрузкам мотора (рис. 2.74). На лодках с моторами небольшой мощности верхнюю часть транца крепят к поперечной трубчатой штанге, концы которой фиксируются в формованных деталях на бортах (нижнюю часть транца крепят к настилу лодки).
Полость между транцем для надувной лодки и жесткой перегородкой может быть герметичной и использована для размещения в ней баков с топливом или кессонного ящика для механизма, обеспечивающего движение лодки (например, водометного турбинного двигателя). Транец для надувной лодки на катамаранах монтируют на жесткую платформу. Вклеенные транцы обычно применяют на надувных лодках с подвесными моторами средней и большой мощностей, имеющих, как правило, жесткий настил и килеватую форму днища. Они герметично закрывают с кормы внутреннюю часть лодки.
Жесткий транец вставляют обычно в пазы формованных деталей и приклеивают к ним. Последние, в свою очередь, вместе с транцем приклеивают к бортам лодки. В некоторых конструкциях крепления лодочного мотора для дополнительного усиления мест крепления транца в пазах используют фиксирующие накладные детали. Известен и другой вариант решения крепления, при котором две одинаковые составные части транца присоединяются с разных сторон к эластичной перегородке, приклеенной к бортам и днищу.
Транец для надувной лодки может состоять из плоских жестких элементов, опирающихся на верхнюю и нижнюю части борта, и натянутого между ними полотнища.
Транец вклеивают, как правило, на расстоянии от носовой части 4/5 длины корпуса и под углом 7 - 8°. Такое техническое решение повышает безопасность и остойчивость надувной лодки, улучшает условия выхода лодок на глиссирование, повышает их скорость, позволяет полнее использовать тягу лодочного мотора. В некоторых конструкциях с целью использования кормовой части лодки для специальных случаев эксплуатации транец располагают в центральной части надувной лодки. Подвесной лодочный мотор устанавливают на транце на определенной высоте, поэтому в транце большегрузных лодок делают вырез, чтобы заглубить мотор, а часто и несколько моторов на необходимую для их нормальной работы глубину. Иногда для регулировки высоты транца применяют подвижные накладки, которые перемещаются по высоте транца с фиксацией в определенных положениях. Для того чтобы укладка большегрузных надувных лодок с жестким днищем была более компактной по высоте, транец выполняют из двух шарнирно соединенных частей, причем шарнирное соединение располагают так, чтобы оно приходилось выше уровня воды.