Жесткая слань используется для придания корпусу надувной лодки продольной и поперечной жесткости, образования устойчивой опоры под ногами пассажиров. Жесткая слань заходит под борта надувной лодки и зажимается между днищем и баллонами при наполнении камер воздухом. Сланевые настилы выполняют разъемными, состоящими из ряда последовательно соединенных секций. Количество таких сланей для надувных лодок определяется размерами компактной упаковки лодки с учетом способа ее транспортирования. Слани могут устанавливаться вдоль и поперек надувной лодки или с комбинированными вариантами их расположения. Для легких моторных лодок характерным является крепление поперечных жестких планок настила на гибкой связи, например на ленте, что облегчает ее упаковку сворачиванием в рулон. Часто секции слани соединяют между собой шарнирно с фиксированием развернутого горизонтального положения.
Моторные лодки малой и средней мощностей слань часто выполняют из фанерных щитов толщиной 8 - 10 мм. Для моторных лодок с более мощными лодочными моторами щиты слани делают в виде решетчатого настила из однородных и легких досок толщиной до 20 мм или из сплошного фанерного настила, усиленного продольными или поперечными рейками и снабженного эластичными ручками для переноса елани. В последние годы за рубежом нашли применение сланевые настилы, элементы которых изготовлены из легких сплавов на основе алюминия или пластмасс. Известны конструкции слани, которые состоят из полых плавучих секций, выполненных из термоформуемой пластмассы.
Иногда кормовую секцию слани изготовляют за одно целое с транцем. Слань должна иметь защитное покрытие, обычно секции покрывают водостойкими лакокрасочными материалами. Для уменьшения скольжения секций по днищу на их наружную сторону наклеивают профильные эластичные элементы с шероховатой поверхностью.
Кильсон.
Ходовые качества надувной лодки зависят не только от отношения длины к ширине, мощности лодочного мотора, а также от подъема днища (килеватости). Для придания днищу надувной лодки формы между эластичным днищем и жесткой cланью устанавливают надувной компенсатор или жесткий кильсон, которые обеспечивают натяжение днища, определяют гидродинамический профиль подводной части надувной лодки, улучшают использование тяги лодочного мотора и повышают ее устойчивость на курсе.
Жесткие кильсоны очень редко выполняют неразъемными, чаще они имеют один-два разъема по длине с учетом того, чтобы части кильсона соответствовали принятому размеру упаковки. Кильсон представляет собой жесткую плоскую пластину переменного по длине сечения, обладающую плавучестью. изготовляют обычно из дерева - бакелизированной фанеры, цельной доски или из набора фанеры или досок с пластмассой.Жесткий кильсон.
Кильсон в кормовой части надувной лодки крепят в основном в пазах накладок на транце, а в носовой части - к передней секции слани или к поперечной планке с пазами, расположенной под бортами. На лодках О-образной формы кильсон закрепляют в кормовой части аналогично его креплению в носовой. В некоторых конструкциях кильсон соединяется с каждой секцией слани с помощью поворотных фиксаторов. Для увеличения площади контакта со сланью верхняя часть кильсона имеет дополнительную продольную накладку. Элементы разъема частей кильсона для удобства сборки, увеличения прочности разъема и дополнительного натяжения днища выполняют в виде клиновых скосов, рычажных устройств или винтовых соединений.
На некоторых надувных лодках кильсон выполняют в виде комбинации жесткой кормовой его части и надувного элемента в носовой части. Элементы кильсона могут быть изготовлены и в виде трубки из полужесткого материала, обладающего эластичной растяжимостью, например из поливинилхлорида. Трубки соединяются телескопически, допускают свободное скольжение элементов в кормовой части в месте шарнирного соединения, а в носовой части вставляются в формованный профильный элемент и свободно упираются в слань лодки.
Встречается еще одна разновидность кильсона, конструкция которого состоит из нескольких металлических трубок. Концевая трубка в носовой части изогнута и вставлена в жесткую упорную деталь, прикрепленную к лодке, а в кормовой части трубка имеет резьбовое натяжное устройство. Такое расположение трубок обеспечивает различную по длине лодки килеватость. В носовой части, которая первая соприкасается со встречной волной, смягчает силу удара и выполняет своеобразную роль волнореза, она значительно больше, чем в кормовой. Иногда килеватость придается лодке размещением между днищем и еланью двух полых элементов из легкого прочного материала, имеющих в поперечном сечении форму прямоугольного треугольника. Оба элемента устанавливают малыми катетами друг к другу и гипотенузами вниз.